Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.12.2024, 08:14

МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие учительского потенциала


Ключевые изменения

 происходят в школе тогда,

когда изменяется учитель.

 

Ключевое понятие «Нашей новой школы» – фигура учителя. Без него невозможна реализация никаких реформ. Именно от учителя зависит, какой будет Россия. Проект инициа­тивы предусматривает «внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших учителей и постоянного по­вышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколе­нием учителей, в том числе не обяза­тельно с педагогическим образова­нием, любящих и умеющих работать с детьми» Исследователи на основе анализа лучших национальных систем образования мира сделали вывод: единственным значимым фактором, оказывающим влияние на повышение качества образования, является повышение качества работы учителей При этом отмечается , что качество учителя влияет на успеваемость учащихся сильнее, чем любой другой фактор; в среднем два ученика со средней успеваемостью будут отличаться более чем на 50 процентных пунктов через три года в зависимости от того, к какому учителю они попали. Директора школ, учителя, родители можем свидетельствовать о том, что учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессируют быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации. Большие различия в результатах обучения, обусловлены главным образом качеством работы учителей. Иной учитель оказывает сильное негативное влияние на результаты обучения. Многие помнят такие примеры из жизни школы.

В своем стремлении повысить качество преподавания некоторые школы твердо придерживаются трех принципов:

• привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);

• превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);

• создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результативности системы — поднять уровень каждого ученика).

В Соединенных Штатах были проведены исследования, показавшие, что «уровень грамотности учителя, измеряемый его словарным запасом и стандартизированными тестами, влияет на успехи его учеников сильнее, чем любые другие поддающиеся измерению навыки и характеристики учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Невозможно дать другим то, чего у тебя нет. В эффективных школах существует понимание, что единственный способ улучшить результаты — это повысить качество преподавания: обучение происходит тогда, когда между преподавателями и учениками существует взаимодействие, поэтому, чтобы повысить качество обучения, нужно оптимизировать это взаимодействие.»( М. Барбера и М. Муршеда) Для этого нужно: наставничество, обучение преподавателей непосредственно в классе, выдвижение сильных руководителей школ, способных помогать в развитии учителей и создании возможностей для учителей учиться друг у друга. Качество работы школы в конечном счете определяется качеством преподавания ее учителей.

В мире выявлена успешная стратегия улучшения преподавания. Реформаторы говорят, что «реформа стоит на трех китах:

- в профессиональном развитии,

- в профессиональном развитии и

- в профессиональном развитии.

Поэтому в школах все ресурсы должны быть направлены на профессиональное развитие учителей. Можно иметь в своем распоряжении самую лучшую программу, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но если нет хороших учителей, тогда все потеряно.

Если нет любящих свое дело учителей, откуда возьмутся любящие учиться школьники?» Многолетний опыт подсказывает, что для совершенствования преподавания учителя должны:

- осознавать имеющиеся у них недостатки (самооценка своего состояния и деятельности- рефлексия);

- понимать передовые методики, за счет наблюдения методик в действии в реальной обстановке;

- быть мотивированным к совершенствованию своей работы.

Значительную помощь в этом деле оказывает « Внутренняя учеба» в самой школе. Это еженедельные теоретические семинары. На этих занятиях изучаем философские, дидактические, психологические, педагогические основы развивающего обучения по С.Л.Выготскому, В.В.Давыдову, В.В. Репкину, Г.С Цукерман, Дусавицкому, А.З.Рахимову, С.Т.Сатбалдиной и т.д. Используем для этого не только учебные пособия, но и видеофильмы Харьковского, Московского, Томского центров развивающего обучения. Научно-методические материалы гимназии «Золотая Горка» (г.Набережные Челны.) На занятиях МО учителей коллективно разрабатываются уроки, организуется их коллективное посещение и анализ. Учителя присутствуют на занятиях, наблюдают, за деятельностью учителя, делятся своими соображениями, вместе продумывают возможные пути и направления улучшения в преподавании, помогают учителям осмыслить свою работу со всеми ее достоинствами и недостатками. И действительно, как говорил В.А.Сухомлинский, «Урок-источник питающий мысли директора.» В режиме развития мы осваиваем новое содержание и новые процессы обучения:--по русскому языку в 1-9 кл. (программа и учебник В.В.Репкина; по математике в 1-4кл.(программа и учебник В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова); по математике в 5-6 кл.программа и учебник Заславского и С.Ф.Горбова. по литературному чтению в 1-5кл.(программа и учебник Матвеевой Р.А.); по курсу «Окружающий мир» в 1-4 кл.программа и учебник Е.В.Чудиновой,Е.Н.Букваревой, по химии в 8-9 кл.(программа и учебник С.Т. Сатбалдиной). Так мы расширяем пространство развивающего обучения. Названные учебные предметы постепенно становятся центральными предметами начальной и подростковой школы образовательной системы Эльконина -Давыдова в рамках компетентностного подхода. То есть особенно на этих уроках усиливается деятельностная направленность образования в нашей школе. На этих уроках создаются комфортные условия для учебной деятельности школьников. Разумно организованная самооценка труда школьников, с последующей коррекцией, позволяет научить детей выделять главное в содержании учебного материла и в процессе умственной деятельности детей.

Руководители школы также должны быть уважаемыми педагогами, способными помогать в развитии своим коллегам. В недалеком прошлом я, как директор школы, тратил значительную часть времени на работу со своими учителями и работа по совершенствованию педагогического процесса на принципах развивающего обучения по Эльконину –Давыдову шла более-менее интенсивно. Совместно с учителями осваивали передовой опыт, происходило взаимное наставничество, формировалась мотивация, определялись условия для совершенствования своей работы . К сожалению за последние годы «бумаготворчество» занимает значительную часть времени руководителей школ (тем более при сокращенных штатах).Например только по охране труда в школе нужно оформить 93 документа и так по другим направлениям деятельности школы, а ежедневные всевозможные отчеты по интернету? Теперь, мы директора сельских школ, тратим большую часть времени на решение задач, не имеющих прямого отношения к повышению качества преподавания в своих школах, что ограничивает возможность напрямую влиять на повышение качества образования. Раньше за наставничество руководителей ПМО можно было финансово стимулировать их, а теперь при НСОТ все это разрешается, но «одеяло короткое». Пока организация работы ПМО, анализ, планирование работы, изучение и распространение ППО в школе держится только на энтузиазме учителей.

В районе всячески поощряется практика совместной работы учителей предметников, мы работаем вместе, на занятиях РМО(например, РМО учителей химии -рук.Каримова В.З.) проводятся открытые уроки, разрабатываются трудные вопросы теории и методики преподавания отдельных тем, учителя делятся материалами, чтобы передовой опыт быстро распространялся среди учителей района.

Для достижения стабильно высокого качества обучения, устойчивых и значительных улучшений в результатах обучения учителя начинают с формулировки высоких и четких требований к тому, что должен знать, понимать и уметь каждый школьник. Но в ходе урока уровень усвоения учебного материала у разных учащихся оказывается разным. Конечно, этому есть объяснение- разный уровень учебных возможностей школьников. Для перевода способов умственной деятельности разных детей во внутренний план по теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина требуется разное время, и учителя часто вынуждены оставаться в школе на несколько часов по окончании учебного дня, чтобы провести дополнительные занятия с учениками, которые в этом больше всего нуждаются. Но это делается не всегда и не всеми учителями, потому, что это не оплачивается. В Финляндии, например, в штате школ несколько специальных учителей, которые оказывают помощь ученикам, рискующим попасть в число отстающих. В общей сложности такие учителя работают с 30% учеников ежегодно (в среднем на каждые семь учителей-предметников приходился один такой учитель). Хочется верить, что в новой национальной инициативе «Наша новая школа» будет предусмотрено нечто подобное для успешной реализации конституционного права человека на образование. Кроме того, современному учителю не обой­тись без знания информационных технологий и умения использовать их в преподавании своего предмета. Это задача вчерашнего дня.

Среди принци­пиальных моментов в пункте «развитие учительского потенциала» – об­новление системы аттестации и повышение квалификации педагогов. В недавние времена был лозунг « учитель до тех пор учитель- пока сам учится». Это действительно так, об это сказано выше. Но сейчас иные ресурсы, в том числе интернет - ресурсы. Этот мощный ресурс мы уже им пользуемся как для самообразования, так и как ресурс в учебной работе с учащимися. Школа имеет свой сайт, в интернет подключены 9 компьютеров.

Но веб-камер, мультимедийных проекторов, другой информационно-коммуникативной аппаратуры в школе нет. И говорить об интенсификации учебного процесса на основе современных коммуникатвных технологий в полном смысле слова нереально.

Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Если мы видим ученика только из-за стола в классе, если он идет к учителю только по его вызову, то никакие знания такому учителю не помогут. Надо встречаться с ним как с другом, пережить вмести с ним радость победы и горечь поражений. Если ум воспитывается умом, то СОВЕСТЬ СОВЕСТЬЮ. Ведь советь главный стержень человека. Раньше говорили: « Если совесть не поправит, то прокурор поправит». В ходе модернизации образования в школах стал расшатываться этот главный стержень человека, причем, все это под благими намерениями. А как известно. Благими намерениями устлана дорога в ад. Поэтому хотелось бы, чтобы в национальной инициативе «Наша новая школа» уделялось достаточно внимания не только воспитанию ума, но и воспитанию совестливости, преданности Родине - действенному служению Родине.

Ум, советь, преданность Родине - главные учительские потенциалы, и они помогут сформировать основные позитивные результаты в системе образования района.

 

Директор МОБУ СОШ д. Нижнеиванаево
Баймиев И.Б.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево © 2024
    Сайт управляется системой uCoz, made by Peter K.